Причин может быть очень много. От самого простого, типа низкого уровня ОЖ в расширительном бачке до "хитрых" неисправностей таких как, недостаточная эффективность помпы, например. 1. Для начала надо убедиться, что датчик и указатель темрпературы ОЖ работают исправно (см. мануал "Контрольные приборы"). 2. Не рекомендовал бы устанавливать всякого рода утеплители капота - это скорее навредит, чем принесет какую-то пользу в виде снижения уровня шума :-) Зимой использование "утеплителя радиатора" иногда и может быть оправдано, хотя я им никогда не пользовался, даже при -27 на трассе и скорости порядка 110 км/ч температурный режим двигателя находился в норме и отопитель работал хорошо. 3. Необходимо проверить уровни ОЖ в расширительном бачке и масла в двигателе. Естесственно, давление масла должно быть в норме. 4. Перегрев может быть вызван загрязнением системы охлаждения. Вероятность загрязнения многократно увеличивается, если пользовались какими-либо "герметиками радиатора". ОЖ надо слить, хорошо промыть двигатель (например, опустив в расширительный бачок шланг с водой и ждать, пока выходящая вода не будет прозрачной) , но это тема заслуживает отдельной статьи. Заливать ОЖ надо так, чтобы не было воздушных пробок : при открытом кране отопителя и отсоединяя шланг от блока подогрева карба (в старых мануалах по зубилкам упоминания про это нет). Можно врезать фильтр (см. "Фильтр в системе охлаждения" в разделе "Сделай сам"). 5. Если двигатель перегревается на ходу, то имеет место быть внешнее загрязнение радиатора, которое можно попытаться устранить подачей на радиатор воды под большим напором. 6. Термостат. После пуска двигателя термостат должен начинать пускать ОЖ через радиатор (по большому кругу) когда температура ОЖ достигнет 87 град. Это можно проверить по нагреву нижнего, отводящего, патрубка радиатора. Полностью термостат должен открываться при 102 град. Если термостат "клинит" в открытом положении, то двигатель будет долго прогреваться, а зимой, возможно, вообще не достигнет рабочей температуры. Если же его "клинит" в закрытом положении, то будет иметь место постоянный перегрев двигателя, при этом радиатор будет холодным. Если даже есть небольшое сомнение в правильности работы термостата (он "ошибся" разок) его лучше сразу менять на новый. 7. Важный момент : давление в системе охлаждения. На это многие не обращают никакого внимания :-( А зря. Давление регулируется крышкой на расширительном бачке, а вернее встренными в нее клапанами. Давление в системе при достигшем рабочей температуры работающем двигателе должно быть 1,1 атм (кгс/м^2). При превышении этого порога (или чуть больше - есть погрешность) должен открываться выпускной клапан. При остывании движка и падении уровня (объема) ОЖ должен открываться впускной клапан, чтобы в системе не создавалось разрежение. Так что покупайте "правильные" крышки ! 8. Вентилятор охлаждения радиатора. При замыкании контактов датчика включения вентилятора вентилятор должен работать не зависимо от положения ключа в замке зажигания. Если этого не происходит - проверяйте электрику и сам вентилятор. Это касается карбюраторных движков :-) 9. Датчик включения вентилятора. Капризный предмет, однако :-) Ему такое же внимание, как и к термостату, впрочем как и к контактам на нем. Датчик должен замыкать контакты при температуре ОЖ в радиаторе 99 град (в это время в рубашке охлаждения двигателя температура будет, ес-но больше) и размыкать их при падении температуры до 94 град. Именно по причине разницы реальной температуры двигателя и температуры ОЖ, омывающей этот датчик в радиаторе рекомендую установить датчик от "классики" с диапазоном 87-94 град. Это особенно актуально для владельцев авто с двигателями 1500 куб.см. и более, как наиболее чувствительными к перегреву. Особенно это важно летом. Другие "маленькие хитрости", позволяющие вмешаться в температурный режим двигателя описаны в статье "Температурные режимы" в разделе "Сделай сам". 10. Зажигание. Конечно, раннее зажигание повышает рабочую температуру движка и это косвенно указывает на то, что надо бы проверить правильность установки УОЗ. НО ! Если начальный УОЗ выставлен правильно и система зажигания обеспечивает верный УОЗ во всем диапазоне оборотов двигателя, то устанавливать УОЗ более поздним для снижения нагрева двигателя просто глупо ! Не трогайте систему зажигания, ищите другие причины перегрева. 11. Состав топливно-воздушной смеси. Многие об этом, к сожалению, забывают :-( Дело в том, что "бедная" смесь горит с большим выделением тепла. Так что перегрев движка может косвенно навести на мысль о проверке карбюратора. Обычно проблема в смеси, приготавливаемой карбюратором на ХХ, так что вперед на проверку СО ! :-) Напомню, что речь идет не об оборотах двигателя на ХХ, а о СОСТАВЕ смеси ХХ. Мною замечено, что максимально обьедненная смесь ХХ приводит к троекратному увеличению количества включений вентилятора охлаждения по сравнению с богатой смесью. Оптимум находится регулировкой состава смеси ХХ с помощью газоанализатора (стенд регулировки СО). Однако, как и в предидущем пункте, хочу заметить, что если состав смеси ХХ "правильный", но не надо ее обогащать для снижения температуры двигателя - ищите проблему перегрева "в другом месте" ! 12. Если после всех операций ничего не изменилось, то на лицо низкая прокачиваемость ОЖ в системе. Менять помпу. Причем выбирать "повыше", чтобы она глубже входила в движок (не упираясь, конечно). Перед установкой ее разобрать и смазать. 13. Если же движок "кипел" и повреждена прокладка ГБЦ, то все вышеописанное есть смысл осуществлять после замены прокладки. 14. Хочу так же напомнить, что любое сопротивление движению автомобиля, такое как подклинивающие тормоза или ступичные подшипники тоже может сказываться на рабочей температуре двигателя. Но это сразу будет выражаться в в снижении динамики, уводе в сторону или даже в самопроизвольном торможении. И еще : если машина ну сАААвсем тупая, то проверьте, не слишком ли много ящиков пива Вы загрузили в багажник :-)
Источник: http://montaque.appm.ru/cars/samara_faq/page6_8.html |